Contest.uni-smr.ac.ru :: соревнования по программированию
Русская версия || English version
Login:
Password:
Забыли пароль?
 пример поиска: Вася Пупкин
 






11 — 14 апреля в Самарском университете состоялся IX (XX) открытый командный студенческий чемпионат Поволжья по спортивному программированию


Чемпионат был проведен Самарским университетом при поддержке компаний Mercury Development, Altarix, Вебзавод, Maxifier, Magenta Technology, CQG; информационной поддержке Министерства образования Самарской области, Департамента информационных технологий и связи Самарской области. В нем приняло участие 78 команд, представлявших 18 городов (24 вуза): Владикавказ, Волгоград, Воронеж, Казань, Москву, Нижний Новгород, Оренбург, Пензу, Санкт-Петербург, Саратов, Саранск, Таганрог, Ульяновск, Уфу, Челябинск, Ярославль и, конечно, Самару и Тольятти (самарских и тольяттинских команд было 26, из них четыре - сборные школьников, занявших высокие места на региональном этапе всероссийской олимпиады школьников этого года, но не прошедших на заключительный этап всероссийской олимпиады, проходившей в те же сроки).

В первый "игровой" день (12 апреля) были проведены пробный тур и тур April Challenge 2.5, во второй день (13 апреля) - основной тур.
К сожалению, ряд обстоятельств не позволил провести в этом году успевший стать традиционным игровой тур. Однако сотрудники Magenta Technology, одной из компаний - споносоров чемпионата, решили предложить участникам заочный конкурс: задачу оптимизационного характера, на решение которой отводилось чуть более недели. Итоги конкурса были подведены перед закрытием чемпионата, были вручены приз победителю конкурса - студенту Ульяновского государственного технического университета Максиму Крутову, а также "приз симпатий жюри" (жюри этого конкурса состояло из представителей его организаторов) - представителю Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарёва Владиславу Мартынову.

Пробный тур предназначался для знакомства с проверяющей системой. Существенных обновлений за прошедший год система не претерпела (равно как и задачи пробного тура), так что команды довольно быстро перешли к заданиям April Challenge 2.5. В этом году задач было 11 (вместо традиционных 10), и времени на их решение было запланировано на час больше (два с половиной часа вместо традиционных полутора: по замыслу организаторов это было призвано отчасти "компенсировать" отсутствие игрового тура). Впрочем, команды могли дополнительно увеличить это время за счёт пробного тура (что многие и сделали).
Вероятно, задания оказались несколько более необычными, чем в предыдущие годы, однако команды упорно сражались. Несколько десятков попыток по одной задаче уже к середине тура не казались чем-то из ряда вон выходящим, и, вероятно, были установлены абсолютные рекорды: успешная сдача на 134 попытке (задача C) и 414 безуспешных (к сожалению) попыток (по задаче D). Попытки команды делали по всем задачам, но три задачи так и остались "не открытыми". Монитор доступен здесь.

Победителем стала опытная команда Воронежского университета Voronezh SU #1, справившаяся с 5 задачами (и единственная, сдавшая задачу F). Отметим, что 4 задачи покорились команде BugPack из Волгоградского государственного технического университета; по 3 задачи смогли решить ещё 4 команды (Penza SU #1, Yaroslavl SU Owls, fufel из ВШЭ (Москва) и победители прошлогоднего April Challenge Zeber из Волгоградского ГТУ), а также участвовавший вне конкурса тренер команд ЮУрГУ.

По завершении April Challenge состоялся его разбор (видео) (традиционно вызвавший немалое количество эмоций) и награждение победителей.

На основном туре командам было предложено 15 задач (что тоже заметно больше обычного; впрочем, надежды жюри, что каждая команда найдёт задачи себе по силам и по вкусу, в целом оправдались).
Уже на пятой минуте команда Release the scout beetle (СПб ИТМО) сдала задачу O. Это была одна из самых несложных задач контеста, и в качестве первой своей задачи её сдали 57 команд. Ещё через пять минут были открыты задача A (команда KFU #1) и задача N (Ulyanovsk STU #1), на 12 минуте первая "единичка" появилась в столбце задачи F (команда NNSU #2). Именно на решении этих задач в разном порядке и сосредоточили свои усилия большинство команд в течение первого часа.
Спустя полчаса после начала тура команда Saratov SU #4 продемонстрировала, что задача I также не относится к сложным; на 36 минуте команда Yaroslavl SU Owls открыла задачу L, а под конец первого часа соревнований команда Saratov SU #2 первой сдала задачу H. Наконец, через час и три минуты после начала соревнований команда Mordovia SU #1 с первой попытки сдала задачу M, и комплект задач стал открыт более чем наполовину (8 задач из 15).
К концу первого часа 7 команд успели сдать по 5 задач:  Release the scout beetle (СПб ИТМО), JOHNNY SOLVING (ВШЭ Москва), Kazan Federal U #1, Zeber (ВолГТУ),  Togliatti SU #1, Saratov SU #2,  Yaroslavl SU Owls (упорядочены по использованному времени, при этом разница между первыми тремя командами составляла менее двух минут). Однако на третьей минуте второго часа команда Saratov SU #2 сдала свою шестую задачу (A) и стала единоличным лидером - но лишь на полторы с небольшим минуты: команда Zeber (ВолГТУ) справилась с задачей L и поднялась выше Saratov SU #2, опережая их по времени на 34 минуты. Ещё через восемь минут в Мониторе вновь поменялся лидер: как и волгоградцы, команда ИТМО сдала задачу L; разрыв по времени составил около четырёх минут.

В течение первой половины второго часа количество команд с шестью задачами возросло до 10: к уже упомянутым добавились JOHNNY SOLVING (ВШЭ Москва) (с минимальной разницей по времени с Zeber) и расположившиеся ниже Saratov SU #2 команды Algorithmic Underground (ВШЭ СПб), Samara U #1, Penza SU #1, Mordovia SU #1, Voronezh SU #1 и школьная команда из Тольятти. Все эти команды завершили первый час с четырьмя решёнными задачами, а команда Mordovia SU #1 - с тремя. Количество команд с пятью задачами также продолжало расти.

На отметке 01:34 две команды - Zeber (ВолГТУ) и Voronezh SU #1 оказались уже с семью решёнными задачами. Второй час с семью задачами завершили 9 команд: Release the scout beetle (СПб ИТМО), JOHNNY SOLVING (ВШЭ Москва), Saratov SU #2, Togliatti SU #1, Algorithmic Underground (ВШЭ СПб), fufel (ВШЭ Москва), Penza SU #1 (все они опередили по времени воронежцев) и Mordovia SU #1. А единоличным лидером стала команда Zeber, на последней минуте второго часа сдавшая девятую задачу (восьмую за семнадцать минут до этого).
Следует сказать, что к концу второго часа не были открыты лишь три задачи - D, E и K. Две последние исходно оценивались жюри как наиболее сложные задачи комплекта, так что соответствующие им пустые столбцы в таблице результатов не являлись чем-то неожиданным. С другой стороны, было понятно, что даже у лидеров в "запасе" имеются три задачи (B, G, J), решённые другими командами, и, скорее всего, команды будут работать над уже открытыми задачами.
В следующие полчаса команда fufel (ВШЭ Москва) сдала три задачи (L, C, H) и с десятью задачами обосновалась на первой строчке таблицы результатов. Команда Togliatti SU #1 к этому моменту добавила к своему списку решённых задач C и H и заканчивала работу над задачей M. Так что за 17 минут до окончания третьего часа соревнований у тольяттинцев также стало 10 задач, однако время, затраченное на их решение, заметно отличалось (в большую сторону) от времени лидеров.
Для Zeber (ВолГТУ) третий час соревнований прошёл не слишком плодотворно - ни одной успешной попытки. Однако 9 достаточно быстро сданных задач им хватало, чтобы удержаться на третьей строчке таблицы результатов. И хотя команды Ulyanovsk STU #1 и Samara U #1, сдав по три задачи в течение часа, смогли достичь результата в 9 задач, они расположились ниже волгоградцев (со значительно большим временем).
По 8 задач к концу третьего часа соревнований было у команд JOHNNY SOLVING (ВШЭ Москва), Saratov SU #2, Voronezh SU #1, Algorithmic Underground (ВШЭ СПб), Mordovia SU #1, Kazan FU #2, "Нолики" (УГАТУ), South FU, Kazan FU #5.

Как и прогнозировалось, команды сосредоточились на тех задачах, которые были решены у соперников, так что количество открытых задач за третий час не изменилось. Однако в начале четвёртого часа команда fufel (ВШЭ Москва) сдала задачу D (в итоге кроме этой команды сдать задачу D смогла только команда Yaroslavl SU Porgs, но это произошло через час после успешной попытки москвичей).
Спустя пару минут четвёртая попытка команды по задаче M также оказалась успешной, а сдача задачи J на 23 минуте четвёртого часа позволила команде fufel практически решить вопрос о первенстве (13 задач за менее чем 3.5 часа) и заняться наиболее сложными задачами.

Традиционно за час до окончания соревнований включается режим "заморозки": таблица результатов перестаёт обновляться, так что командам известны только результаты собственных попыток (и им остаётся лишь предполагать, чем заняты соперники).
До "заморозки" сдать 13 задач не смогла более ни одна команда; команда Togliatti SU #1 за 8 минут до "заморозки" сдала свою 12 задачу и сохраняла теоретические шансы на то, чтобы опередить команду московского вуза. Команда Zeber (ВолГТУ) справилась в течение четвёртого часа с двумя задачами и перед началом "заморозки" занимала третью строчку с 11 задачами. Пять команд к моменту "заморозки" сдали по 10 задач: Release the scout beetle (СПб ИТМО), Ulyanovsk STU #1, Algorithmic Underground (ВШЭ СПб), "Нолики" (УГАТУ) и Samara U #1.

Последний час соревнований многие команды провели весьма активно. Правда, видеть полную картину могли только члены жюри.
Целая группа команд из середины таблицы справилась с седьмой для них задачей, а команда Voronezh SU #2 - с восьмой.
Команда Yaroslavl SU Owls сдала свою девятую задачу и теоретически располагала достаточным временем, чтобы решить ещё одну или даже две задачи.
Спустя пять минут от начала пятого часа к командам с десятью задачами присоединилась команда Mordovia SU #1, а ещё через пару минут этот список пополнился командой Kazan FU #2.
В течение получаса заметно увеличилось количество команд, сдавших 8 задач, а вот Voronezh SU #2 и Yaroslawl SU Owls, занявшиеся задачами M и D соответственно, получали вердикты о неверном решении. Команда South FU, решившая к моменту "заморозки" 9 задач, сосредоточила усилия на задаче С (и, к сожалению, тоже безуспешно).
А вот количество команд с десятью задачами ещё немного возросло: добавились Voronezh SU #1, Kazan FU #5, Penza SU #1. Команда Release the scout beetle (СПб ИТМО) с пятой попытки сдала задачу B (это была их 11 задача) и переключилась на работу над задачей D.
Команда Kazan FU #2, потратившая много сил и времени на задачу G (сданную лишь с 9 попытки) и имевшая к началу последнего часа 9 задач, решила в "заморозку" ещё три задачи. Конечно, опередить тольяттинскую команду представители Казани не могли ввиду существенно большего затраченного времени. Но команда смогла занять третью строчку таблицы результатов на некоторое (не очень продолжительное) время. Прошло чуть менее двух минут, и команда Zeber (ВолГТУ), сдав задачу B, опередила команду Казани.  
Но самый впечатляющий рывок совершила команда JOHNNY SOLVING (ВШЭ Москва): за последний час эта команда сдала 4 задачи и за счёт меньшего затраченного времени оказалась также выше Kazan FU #2.

За 8 минут до окончания тура команда fufel (ВШЭ Москва) сдала задачу K и в итоге стала абсолютным победителем с 14 решёнными задачами.
Жюри приняло решение также наградить дипломами первой степени команды, решившие 12 задач: Togliatti SU #1, Zeber (ВолГТУ), JOHNNY SOLVING (ВШЭ Москва) и Kazan FU #2.
Команды, решившие от 9 до 11 задач, были награждены дипломами второй степени, а командам, справившимся с 7 или 8 задачами, были вручены дипломы третьей степени.
Все дипломанты получили памятные подарки ("традиционные" головоломки разной степени сложности).

Для "разморозки" результатов  использовался "вологодский скрипт", а дипломы вручались в "обратном" порядке.
В ходе процесса "разморозки" имел место забавный момент. На 37 месте "побывали" 10 команд: у каждой очередной команды были задачи, успешно сданные в последний час, и, получив "плюс" вместо вопросительного знака, команда поднималась на несколько строк выше. Наконец, на этой строчке таблицы результатов обосновалась команда BugPack (ВолГТУ) с 7 задачами, которой и был вручён первый из дипломов третьей степени.
Впрочем, было ещё две строки, на которых последовательно побывали по 6 команд: 35 (самое высокое место, занятое командой с 7 задачами) и 15 (самое низкое место, занятое командой с 10 задачами), но смена команд на этих строчках произвела уже менее яркое впечатление.
Также жюри отметило (внеконкурсное) выступление тренера команд ЮУрГУ Ивана Лыжина, решившего 10 задач и занявшего 12 место в таблице результатов.

Полностью таблица результатов доступна здесь.

После награждения состоялся разбор основного тура (видео).
Фотографии можно посмотреть здесь.